Сегодня Игорю Турчину исполнилось бы 80 лет

Игорь Турчин - один из самых выдающихся гандбольных тренеров в мире. Вряд ли кому-либо в ближайшее время удастся превзойти его достижения.
 
 
Гандболистки киевского клуба «Спартак» под руководством Игоря Турчина в составе сборной СССР становились двукратными олимпийскими чемпионками, в Сеуле-88 завоевали олимпийскую «бронзу», дважды выигрывали мировые первенства, двадцать раз — чемпионаты СССР и тринадцать — Кубок европейских чемпионов. 16 ноября Игорю Евдокимовичу исполнилось бы 80 лет. 
 
— В спорте для него не существовало другого места, кроме первого, - вспоминает Зинаида Турчина. -  И без железной дисциплины вряд ли бы мы смогли добиться стольких громких побед. Я вам скажу, что именно волевой характер помогал Игорю в такой каторжной работе. С мужиками проще. Если что не так, тренер зайдет в раздевалку, «навтыкает матюков». В женской команде так нельзя. Хотя Игорь иногда тоже ругался. Но обижаться на него за это было невозможно.
 
Он для команды был за родного отца. Всегда все продумывал до мелочей — где на сборах будем жить, чем нас будут кормить, какие условия для тренировок. Для нас база в Святошине была домом родным.
 
 
Недаром Турчин взял тринадцатилетних девчушек и вырастил из них чемпионок. Ему тогда было 23 года. Целыми сутками он был с нами. Даже уроки делал. С любым вопросом можно было к нему обратиться. Для него мелочей не существовало. Он продумывал не только, как нас будет тренировать, но и решал все бытовые вопросы. Помните, ведь тогда что-либо купить было проблемой. Так Игорь для гандболисток и их семей выездные магазины организовывал.
 
— А у вас с Турчиным и вовсе служебный роман получился...
 
— Понимаете, в тренера тогда была влюблена вся наша команда. Но почему он именно за мной стал ухаживать, я до сих пор не знаю. Наверное, это судьба. Предложение он мне сделал 17 мая 1965 года. В этот день мне исполнилось девятнадцать. Мы тогда были на соревнованиях в Кишиневе. И вдруг вечером возле гостиницы Игорь предложил мне выйти за него замуж. Это было так неожиданно! Девчонки, узнав, что тренер выбрал меня, даже бойкот мне объявили. Каждый день я домой в слезах возвращалась, пока Игорь не пресек все это.
 
Я тогда только школу закончила. Ни о каком замужестве и не помышляла. Правда, за мной уже ухаживал одноклассник. Но что он по сравнению с Игорем Евдокимовичем? На свиданиях я слушала Игоря с открытым ртом. Он мне казался таким умным, начитанным, образованным. Мама Игоря работала библиотекарем, а отец в министерстве служил. В жены ему прочили генеральскую дочь. И вдруг он хочет жениться на девчонке из простой семьи. Моя мама работала на табачной фабрике, а папа шоферил. Мама очень переживала, что Игорь старше меня на целых десять лет. В те времена это считалось огромной разницей в возрасте.
 
 
Свадьбу сыграли скромно. Я жила тогда в переулке Декабристов, как раз за салоном «Юность», что на проспекте Победы. Так вот, в торце нашего двухэтажного дома располагалась Ленинская комната. Вернее, это были две небольшие комнаты, там и отметили торжество. На свадьбу собрались почти все мои родственники и одноклассники, команду нашу пригласили. Все приготовили сами, девчонки помогали. Еда была вся домашняя, вку-усная! Холодца наварили, винегрет сделали, жаркое. А вот родители Игоря наше торжество проигнорировали.
 
Взять напрокат свадебное платье было очень дорого, у нас таких денег тогда не было. Так что замуж я выходила в белом выпускном платьице. Ну и фата, конечно. Отгуляли свадьбу и через четыре дня снова поехали на соревнования. Жили мы с Игорем вместе с моими родителями в шестнадцатиметровой комнатушке. Все удобства на улице. Наедине могли оставаться, только когда выезжали на соревнования или сборы. Так что ценили каждую минутку, проведенную вместе.
 
— А у вас в семье, как и на площадке, такая же железная дисциплина была?
 
— Конечно! И дома, и на работе. Работа была святое. Дома он очень любил чистоту. В субботу брал пылесос в руки и педантично наводил порядок.
 
— Как известно, операцию на сердце Игорю Евдокимовичу сделали в Норвегии. В Украине денег не нашлось...
 
— Да, за операцию запросили 25 тысяч долларов. У нас в семье таких денег не было. Игорю Евдокимовичу, конечно, было обидно, что никто в Украине так и не откликнулся. А на нашей базе в то время очень часто сборы проводили зарубежные команды. И представители Норвегии предложили сделать шунтирование в их стране. Договорились с ведущей клиникой. Деньги за операцию Турчин должен был «отработать» — три месяца тренировать их клуб. Но его даже раньше отпустили... После операции он стал себя великолепно чувствовать. Похудел, исчезла одышка, сил прибавилось. Говорил: «Зина, я как юноша!»
 
 
В Норвегии по сей день помнят Турчина. На его тренировки приходили, как на спектакль. Он тренировал и мужчин, и женщин. Ко всем находил творческий подход. 
 
— Женский гандбол дебютировал на Олимпиадах на Играх в Монреале-1976 и первое в истории олимпийское золото завоевала сборная СССР Игоря Турчина.
 
- Можно сказать, что эту Олимпиаду выиграл наш «Спартак». Из двенадцати гандболисток сборной Советского Союза девять — киевские спартаковки. Помню, поддержка на трибунах была бешеной. Украинская диаспора в Канаде каждый день приходила болеть. Все одеты в национальные костюмы, женщины — в желтые блузы и голубые юбки, в руках — трезубцы! Я их тогда в первый раз увидела. Все спрашивали нас: «Чому ви не говорите на рiднiй мовi?» Угощали хлебом с салом! Да и на родине встречали хорошо! Но все это скромно, не было той помпезности, которая сейчас.
 
— В Монреале, в финале Олимпийских игр, вы одержали, можно сказать, историческую победу над сборной ГДР. Что перед выходом на площадку сказал вам тренер?
 
— Игорь умел одновременно быть и тренером, и психологом, и администратором, и начальником команды. В раздевалке, перед выходом на площадку, он сказал: «Мы играем с Германией. Вспомните, как боролись ваши деды. Немок надо не победить. Их надо СОКРУШИТЬ!» Мы вышли на площадку, как цепные собаки. Готовы были соперниц рвать на части.
 
— У вас получилась очень долгая профессиональная карьера.
 
— Да, я профессионально занималась спортом с тринадцати до 42 лет. Без года тридцать лет будет! Я даже умудрилась поиграть на одной площадке с дочерью. А тренером у нас был Игорь Турчин. Вот такой семейный подряд получился! Мама, папа и дочь — в одной команде. Да еще и в какой!
 
 
Ольга ГУРИНА, «СОБЫТИЯ»
twitter.com facebook.com
Залиште коментар!

Використовуйте нормальні імена

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)